Writenow Блог

«ЧЕМОДАН БЕЗ РУЧКИ»

Почему мы бросаем обучение на онлайн-курсах и как с этим бороться
Валерия Голованевская — консультант по планированию для предпринимателей и фрилансеров. Она помогает найти дополнительные 3−4 часа в рабочей неделе, которые вы сможете использовать на все, до чего сейчас не доходят руки. Например, для онлайн-обучения. Если вы хотя бы раз покупали курс или вебинар, но так и не приступали к учебе, обязательно прочитайте этот текст! Он поможет сохранить не только деньги и время, но и веру в себя. Эту статью Лера написала специально для блога WriteNow — в мастер-группе для выпускников марафона «Мастерство экспертного текста».
WriteNow, Валерия Голованевская
Консультант по планированию
Подпишитесь и читайте наши статьи в своем почтовом ящике.
Оформляя подписку, вы соглашаетесь с нашей Политикой обработки персональных данных.
Почему мы бросаем обучение на онлайн-курсах?
Онлайн-обучение выглядит очень привлекательно. Мы можем развиваться, повышать доход и приобретать полезные привычки в любое время, сидя дома перед компьютером за чашкой кофе. Однако, согласно исследованию Кейти Джордан, автора научных работ в сфере образования и технологий, в среднем онлайн-курсы заканчивают лишь 15% учащихся.

Авторы онлайн-курсов и марафонов пытаются решить эту проблему путем повышения вовлеченности участников: геймификация, разные типы заданий, общение в чатах, ответы на вопросы и обратные связи — все это должно удерживать нас на дистанции и помочь «добежать» до финиша с результатом. Создается впечатление, что организаторы онлайн-обучения полностью берут на себя ответственность за низкий процент его завершения, а мы — учащиеся — им только мешаем. Записываемся, платим и… бросаем.

Бывает, что обучение не оправдывает ожиданий, и мы «соскакиваем» на полпути, чтобы не тратить время и силы. Но куда чаще мне приходится наблюдать сожаления, что вот опять не удалось закончить полезный и недешевый курс, а оплаченная запись очередного вебинара легла на полку. Почему так происходит и, главное, можно ли это изменить?
Необдуманные покупки превращают онлайн-обучение в «чемодан без ручки» — нести неудобно, бросить жалко
Photo by Erwan Hesry on Unsplash
Иррациональные решения
Я занимаюсь планированием для предпринимателей и фрилансеров. Сегодня в моем багаже больше 300 часов консультаций по планированию рабочей недели и бизнес-проектов, и, оглядываясь назад, я вижу, что могла бы работать под слоганом «Помогаю впихнуть невпихуемое». Онлайн-обучение часто оказывается как раз тем, что «не впихивается».

Главная проблема, которую я наблюдаю у своих клиентов: спонтанные решения, принятые под влиянием эмоций. Нажимая «Зарегистрироваться» на лендинге очередного онлайн-курса, большинство из нас не задумывается, как выбранная программа впишется в расписание рабочих и личных дел.

Вот один из многих примеров, с которыми мне приходится иметь дело на консультациях (просто приведу тут слова своей клиентки):
«Выяснилось, что новый поток курса, который я недавно выиграла на другом онлайн-курсе, стартует уже в понедельник. Я решила не откладывать в долгий ящик, так как на ближайшем выступлении я смогу применить полученные знания на практике. В тот же день я сказала „ой, мамочки“, потому что там оказалось огромное количество заданий… Я потратила на них на этой неделе чуть ли не треть рабочего времени! Из-за этого у меня съехала часть пунктов из списка дел на неделю. Я поняла, что такой темп мне совершенно ни к чему. Так что я либо попрошусь на следующий поток, либо отложу до лучших времён».
Иррациональные, спонтанные решения, принятые без учета реальных жизненных обстоятельств и рабочих обязательств — едва ли не основная причина, почему участники не заканчивают онлайн-курсы, а порой не приступают к ним вовсе! Необдуманные покупки превращают онлайн-обучение в «чемодан без ручки» — нести неудобно, бросить жалко.

Если вы не намерены пополнять коллекцию заброшенных курсов, стоит сделать один шаг назад и выработать алгоритм принятия решений об участии. Давайте посмотрим, какой анализ поможет заранее определить, располагаете ли вы сейчас временем на учебу или, возможно, лучше отложить обучение до лучших времен, сэкономив деньги, время и силы.
Шаг. 1 «Семь раз отмерь»
Вам точно нужен этот курс именно сейчас?
Задайте себе вопрос: поможет ли выбранное обучение достичь хотя бы одной важной цели в ближайший период времени?

Допустим, вы хотите привлекать клиентов с помощью постов на личной странице в Facebook. Это ваша цель № 1 по продвижению себя и своего дела. Курс по ведению вебинаров продвинет вас на пути к этой цели и напротив — будет мешать и отвлекать?

Предлагаю вам ответить на вопросы чек-листа, чтобы точно понять, нужен ли вам выбранный курс именно сейчас:
1
Какие конкретные знания и навыки я приобрету в результате обучения?
2
Какие важные для меня практические задачи я смогу решать с помощью полученных на курсе знаний и навыков?
3
Я смогу применить новые знания и навыки сразу после окончания курса?
4
Обучение приведет к повышению дохода либо другим значимым изменениям в моей жизни сразу или в течение ближайших трех месяцев?
Если вы четко знаете ответ на эти вопросы, значит, вы понимаете, какую выгоду принесет курс. Осознание пользы от обучения повышает мотивацию и способность к самодисциплине, и, как следствие, вероятность успешного завершения онлайн-курса.
    Шаг 2. «Час пишем, два в уме»
    Сколько времени на самом деле займет обучение?
    Постарайтесь на старте реалистично оценить, сколько времени понадобится на обучение. Для этого важно понимать разницу между трудоемкостью и сроком выполнения задания.

    Трудоемкость — это количество времени, которое потребуется на выполнение одного домашнего задания. Например, на его выполнение нам понадобится 3 часа. Если в течение одного дня у вас есть 3 свободных часа, срок выполнения — один день. Однако в реальности этого может не произойти, потому что у нас есть другие дела. Если у вас есть на обучение полтора часа в день, срок выполнения задания — два дня.

    На этом примере легко увидеть, что если мы не знаем, сколько времени занимает домашнее задание, нам сложно определить реалистичный срок его завершения. В планировании важно в начале оценить трудоемкость задачи и в зависимости от этого прогнозировать срок выполнения.

    Однако обучение на онлайн-курсе — это не только выполнение заданий. Трудоемкость одного урока обычно складывается из 3 элементов:
    1
    изучение урока или вебинара;
    2
    выполнение задания;
    3
    общение в группе или чате.
    Если предположить, что изучение урока займет у вас 1 час, выполнение задания — 3 часа, а общение в чате — 30 минут, то трудоемкость освоения материалов по одному уроку составит 4.5 часа.

    Если программа курса предполагает изучение нескольких уроков в течение недели, умножьте трудоемкость одного урока на их количество. Так у вас получится точная оценка трудоемкости обучения на одну неделю.

    Здесь нельзя не отметить, что организаторы курсов зачастую ошибаются с оценкой трудоемкости домашних заданий. В лучшем случае они указывают среднее время «по больнице», в худшем — намеренно занижают временные затраты, чтобы не отпугнуть участников.

    Недавно я спонтанно купила курс по здоровому питанию. Автор утверждала, что приготовление еды из предложенного на курсе меню займет полчаса в день. В реальности это занимало больше двух часов в день! Поскольку в мои планы не входило готовить еду дольше получаса в день, я приняла решение прекратить обучение.

    Если вы хотите реалистично оценить трудозатраты, я рекомендую умножить указанное в программе курса время на два — если у вас есть опыт в выполнении похожих заданий, на три — если тема курса для вас совсем новая.

    Может случиться, что после оценки трудоемкости вы увидите, что обучение занимает намного больше времени, чем вы думали. Если курс соответствует вашим целям, вы можете принять решение о частичном обучении. Например, вы будете выполнять только часть заданий или не участвовать в обсуждениях в группе. Убрать лишнее и сэкономить время и силы может быть мудрым решением, если принять его заранее с учетом ваших ресурсов.
    Шаг 3. «Делу — время»
    Ваше расписание сможет вместить обучение?
    «Случалось ли, что вы начинали учиться на онлайн-курсе и не заканчивали обучение?» — этот вопрос я задала участницам Facebook-группы «Порядок в голове», которые регулярно покупают онлайн-курсы для личного и профессионального развития. Опрос показал, что каждая из них как минимум один раз не закончила обучение. Вместе с тем многие отметили, что анализ недельного расписания помогает реалистично оценить шансы на успех.

    Одна из участниц группы описала, как она использует анализ недели:
    «Я стараюсь примерно представить, когда я буду делать задания. Недавно, принимая решение, потяну ли я ещё один курс, я вписала вебинары первого курса в календарь и увидела, что одна неделя остается свободной. Это помогло принять решение о втором курсе. Я считаю важным прокрутить ход обучения в соответствии с другими событиями календаря.»
    Я советую опираться на анализ недельного расписания при принятии решений о любых новых делах, онлайн-курсы не исключение. Так вы сможете понять, будет ли у вас достаточно времени на учебу:
      1
      Проанализируйте свое расписание на период обучения. Если вы планируете дела на неделю вперед, вам будет легко это сделать. Если вы планируете со дня на день, запишите все важные дела на 1−2 ближайшие недели, чтобы увидеть примерную картину вашей занятости.
      2
      Вы уже оценили трудоемкость изучения одного урока или недельного обучения. Проверьте, можете ли вы выделить в недельном графике нужное количество часов? Обратите внимание, успеваете ли вы выполнять задания в срок. Это особенно важно, если обучение интенсивное, и новые уроки появляются каждые 2−3 дня.
      Почему я рекомендую анализировать расписание как минимум на неделю, а не на день или несколько дней? Недельное планирование позволяет находить удобное и подходящее время для обучения, а также распределять трудоемкие задания на несколько дней и выполнять их по частям.

      У вас может не быть в течение рабочей недели четырех часов подряд. Но вполне вероятно, вы справитесь с задачей, разделив недельную порцию обучения на несколько этапов. Чтобы распределить обучение по дням недели, вам нужно пространство для планирования. Анализ недельного расписания позволяет увидеть заранее, куда вписать обучение в ваш и без того загруженный график.
      Шаг 4. «Свет в окне»
      Где взять время, когда его не хватает?
      Что делать, если после оценки трудоемкости и анализа недели вы поняли, что у вас нет достаточно времени на учебу? Вы можете почувствовать досаду и даже горечь от понимания, что придется отказаться от курса, который соответствует вашим целям. В этом случае я предлагаю снова обратиться к недельному расписанию.

      Посмотрите, есть ли у вас в расписании промежутки времени в 30 мин.—1 час. Я называю их «окнами». Они возникают между встречами и другими делами. Это могут быть поездки в общественном транспорте или ожидание детей во время кружка. Эти «окна» волне можно использовать для обучения.

      Участница группы «Порядок в голове» делится похожим приемом:
      «Я покупаю только короткие курсы и на очень интересную мне тему. Я слушаю их во время бега или поездок. Если надо послушать еще раз, то делаю это тоже на ходу. Это хуже, чем сидеть и смотреть, но это то, на что у меня есть ресурсы».
      Обычно нам сложно использовать это время эффективно. Вместе с тем, если планировать на время «окон» изучение материалов курса и выполнение заданий, это может добавить 3−4 часа дополнительного времени в неделю!

      Одна из самых распространенных причин для невыполнения того, что для нас важно, — отсутствие понимания, когда мы будем это делать. Важно принять тот факт, что «свободное» время вряд ли найдется. У нас всегда больше дел и планов, чем времени. Принимайте рациональное решение об обучении на курсе на основе анализа целей, трудоемкости выполнения заданий и временных ресурсов. В этом случае вы с большей вероятностью окажетесь среди тех 15% участников онлайн курсов, которые заканчивают обучение.
      Этот текст написан в мастер-группе для выпускников марафона «Мастерство экспертного текста». Спланируйте свое время и приходите учиться мыслить ясно, писать убедительно и высказываться экспертно.