Writenow Блог

Путеводитель для автора

10 книг книг для выхода из творческого тупика. Часть 1.
Аня Иванова, филолог, пиарщик, копирайтер, провела ревизию своей профессиональной библиотеки и выбрала книги, которые полезно иметь под рукой каждому автору. В этой части — первые 10 рекомендаций. В статье использованы материалы видеоурока «Анатомия текста» из программы онлайн-марафона «Мастерство экспертного текста».
WriteNow, Анна Иванова
Соавтор проекта WriteNow
Подпишитесь и читайте наши статьи в своем почтовом ящике.
Откуда берется текст?
Один из самых известных в мире исследователей креативности, профессор психологии Чикагского университета Михай Чиксентмихайи, утверждает, что любая творческая работа включает в себя пять обязательных этапов: подготовка, инкубация, инсайт, оценка и совершенствование (оттачивание).

Результаты многолетних исследований Чиксентмихайи подтверждаются жизненными наблюдениями. Вики Кинг, сценарист и ментор голливудских сценаристов, автор бестселлера «Как написать кино за 21 день», работая с авторами, заметила, что каждый из них проходит через одну и ту же последовательность стадий: исследование, творчество, решение и действие.
Иными словами, и наука, и практика сходятся в том, что творческая работа — многоступенчатый процесс, и большая часть усилий автора скрыта от глаз наблюдателя.

Чтобы появилась картина, художнику недостаточно водить кистью по холсту. Чтобы родился текст, автору недостаточно грызть карандаш или стучать по клавиатуре ноутбука. 90% работы автора — это работа над замыслом, а не над текстом.
90% работы над текстом — это работа не над текстом, а на замыслом.
Едва ли не главная сложность творчества состоит в том, что эта «невидимая» работа часто ускользает от внимания не только от аудитории, но и самого автора. Берясь за текст, мы склонны обесценивать все этапы, кроме «письма», и окружающий мир нас в этом активно поддерживает.

90% книг, пособий, советов, приемов, «фишек», статей, вебинаров, курсов и сервисов, адресованных авторам, касаются того, как «писать» или как «сокращать». В то время, как 90% усилий и 90% сложностей приходятся на этапы, где нужно думать, придумывать, собирать, обыгрывать и структурировать материал.
Этот обзор — попытка восстановить равновесие. Мы составили список книг, которые помогают преодолеть «туннельный синдром» и сделать прорыв на «невидимых» этапах работы над текстом — задолго до того, как вы открыли компьютер или положили перед собой чистый лист.

Все книги из списка мы проверили на себе. В этой части — 10 книг, которые полезно держать под рукой на самом первом этапе — Исследование (Подготовка). Обещаем, что список будет пополняться.

1
Умберто ЭКО
«Как написать дипломную работу»
Гуманитарные науки: учебно-методическое пособие
Испугались названия? И очень зря. Со слов самого Эко, он написал пособие для студентов, которым «никто никогда не объяснял, как искать книгу в библиотеке и в какую пойти библиотеку». А это — мы все, даже если никто из нас давно не студент.

«Как написать дипломную работу» — главный и лучший путеводитель для автора, который хочет не просто рассказывать о себе, а намерен высказываться экспертно и планирует доносить до аудитории свои профессиональные идеи и убеждения.

Как выбрать тему для экспертного высказывания (спойлер: узкая — «монографическая» — тема лучше, чем широкая — «обзорная»); как собирать и анализировать материал; чем определяется ценность вашего высказывания («В исследовании должно быть сказано о предмете нечто, что еще не говорилось, либо должны быть как-то переосмыслены идеи, уже кем-то высказанные»); чем цитата отличается от парафраза, а парафраз — от плагиата; и почему важно проявлять «научное смирение» — для каждой развилки в работе над текстом у Эко есть убедительные ответы и четкие инструкции.

Не знаете, с чего начать работу над экспертной статьей? Начните с чтения этой книги. И детям обязательно ее купите.
Введите определения всех терминов, когда они появляются в первый раз. Не можете дать определение термина — не употребляйте его. Если речь об одном из главных терминов вашей работы, а вы не можете дать ему определение — бросайте писать диплом. Вы ошиблись в выборе темы (или профессии).
Умберто ЭКО, «Как написать дипломную работу»

2
Даниэль КАНЕМАН
«Думай медленно… Решай быстро»
Бестселлер от лауреата Нобелевской премии
Зачем вы пишете? Какой бы ответ вы не дали на этот вопрос («создать личный бренд», завоевать доверие и авторитет, привлечь внимание, продать себя или продкут, «получить лиды», распространить идеи, донести мысли, поделиться эмоциями или внести ясность), суть останется неизменной: влияние. Писать значит влиять. Если вы решили стать автором, значит, хотите влиять на умы и сердца людей.

Бестселлер Даниэля Канемана, первого и единственного в мире психолога-когнитивиста, получившего Нобелевскую премию (по экономике), объясняет, как устроено то, на что вы хотите влиять — голова вашего читателя.

Как люди думают и как действуют? Что стоит за нашими решениями и поступками? Зачем нужна «последняя ночь перед покупкой» и почему иной раз мы все ведем себя как полные идиоты — игнорируем факты, «ведемся» на ложь и манипуляции и делаем выборы, о которых потом сожалеем? Если вы сможете в этом разобраться, скорее всего, сможете на это влиять. Или напротив — противостоять влиянию.

Помимо многочисленных и бесспорных научных достоинств книга Канемана еще и блестящий пример экспертного высказывания. Наглядное доказательство, что даже сложную, глубокую, малознакомую и, скажем честно, малоинтересную для широкой аудитории тему можно превратить в мировой бестселлер, который оставляет ощущение звенящей ясности в голове и вызывает незамутненный читательский восторг.
Думая о себе, мы подразумеваем Систему 2 — сознательное, разумное «я», у которого есть убеждения, которое совершает выбор и принимает решения, о чем думать и что делать. Хотя Система 2 и считает себя главным действующим лицом, в действительности герой этой книги — автоматически реагирующая Система 1. <…> Если вдруг (что маловероятно) по этой книге снимут фильм, то Система 2 будет вто- ростепенным персонажем, который считает себя героем. Определяющая черта Системы 2 в этой истории — то, что ее действия сопряжены с усилиями, а одна из ее главных характеристик — леность, нежелание тратить силы больше необходимого. Так и получается, что те мысли и действия, которые Система 2 считает своими, часто порождаются главным героем нашей истории — Системой 1.
Даниэль КАНЕМАН, «Думай медленно, решай быстро»

3
Лиза Ф. БАРРЕТ
«Как рождаются эмоции»
Революция в понимании мозга и управлении эмоциями
Разобрались вместе с Канеманом, как устроены мозги ваших читателей? Самое время понять, как достучаться до их сердец. И тут все непросто.

Лиза Баррет совершила революцию в понимании эмоций и убедительно доказала, что чувства не универсальны, а различны для разных культур и даже для разных людей внутри одного сообщества.

Похоже, каждый из нас создает собственную уникальную палитру эмоций — в зависимости от физических свойств тела, гибкости мозга, особенностей среды и воспитания. По мнению Баррет, наш мозг конструирует эмоции, а не реагирует на них, как было принято думать до сих пор.

Выводы Лизы Баррет проливают свет на то, почему слова и поступки далеко не всегда вызывают ту эмоциональную реакцию, на которую мы рассчитывали, и это отчасти помогает продвинуться на пути установления «рапорта» с разными аудиториями. Книгу однозначно стоит прочитать всем, кто интересуется устройством человеческой психики и пишет или хочет писать для людей из других поколений, стран и культур.
Человеческий мозг развивался в контексте человеческих культур, создав более одного вида психики. Например, люди западных культур ощущают, что мысли и эмоции — что-то фундаментально разное, а иногда конфликтующее. В то же самое время культуры балийцев и илонгот, а также в некоторой степени культуры, движимые буддийской философией, не делают четких различий между мышлением и чувством.
Лиза Ф. БАРРЕТ, «Как рождаются эмоции»

4
Роберт ЧАЛДИНИ
«Психология убеждения»
50 доказанных способов быть убедительным
И снова про влияние, но на этот раз — на прикладных и наглядных примерах.

Роберт Чалдини не обманывает в заголовке и на самом деле разбивает книгу на 50 глав. Одна глава — один способ повысить убедительность своих коммуникаций и, как правило, один кейс, который этот способ исчерпывающе иллюстрирует.

По ходу чтения становится ясно, почему работают (или, что чаще, не работают) советы из статей и книжек про «продающие тексты» и «эффективные лендинги» (большая часть приемов не эффективна по одиночке). А еще эта книга — неисчерпаемая копилка контекста (примеров, экспериментов, научных данных и бизнес-кейсов) для убедительной презентации собственных идей.

Читать Чалдини интересно и полезно, но лучше это делать после знакомства с теорией Канемана. В противном случае есть риск никогда не выйти за рамки шаблонных коммуникационных приемов на грани манипуляций.
Убеждение — наука, хотя часто его ошибочно считают искусством. Естественно, талантливого художника нужно обучать азам профессии, чтобы он смог лучше использовать свои природные способности. Однако выдающимся он становится лишь при наличии таланта и творческого начала, которые никакой учитель в другого человека вложить не сможет. К счастью, это не относится к убеждению. Изучая психологию убеждения и используя научные стратегии, научиться хорошо убеждать могут даже те, кто считает себя неспособным уговорить ребенка поиграть.
Роберт ЧАЛДИНИ, «Психология убеждения»

5
Фил БАРДЕН
«Взлом маркетинга»
Наука о том, почему мы покупаем
Если вы думали, что автору достаточно прочитать одну «оранжевую книжку», чтобы достичь вершин мастерства, то вы, увы, заблуждались. Оранжевых книжек много не бывает. И, поверьте, большинство из них полезнее той, про которую сегодня больше всего говорят.

Фил Барден в своей «оранжевой книжке» — «Взлом маркетинга» — делает то, чего нам всем не хватало: берет теорию Канемана (и открытия других больших ученых) и «женит» ее с прикладным маркетингом. Получается умное и обоснованное руководство по потребительскому поведению.

Неважно, чем вы занимаетесь или о чем и для кого вы пишете, — в книге Бардена вас ждут гарантированные инсайты. Фил Барден препарирует опыт принятия самых важных решений — тех, за которые мы платим. И делает это выдающимся способом — дотошно, увлекательно и очень понятно.

Вы еще не забыли, что писать значит влиять? Барден помогает разобраться в том, как влиять на решения о покупке. Вам это обязательно пригодится — не в текстах, так в жизни.

Бренды — это обрамление продукта. Они незаметно воздействуют на его восприятие и ценность через эффект обрамления.
Фил БАРДЕН, «Взлом маркетинга»

6
Йона Бергер
«Заразительный. Психология сарафанного радио»
Как продукты и идеи становятся популярными
Еще одна оранжевая книжка для вашей полки. И тоже отличная.

Йона Бергер пишет о том, что в эпоху сетевого контента интересно всем — как идеи становятся виральными, т.е. вирусными или «заразительными».

Что подталкивает нас бесплатно распространять информацию о брендах? Заставляет делиться чужим контентом или давать личные рекомендации? Почему одни идеи и продукты входят в моду, а другие остаются незамеченными? Йона Бергер, как и Барден или Чалдини, опирается на знания из области поведенческой психологии, чтобы показать «изнанку» маркетинга. Здесь много дельных идей и конкретных инструментов, которые стоит взять на вооружение, если вы хотите делать контент, который будет продвигать себя сам.

И если некоторые штуки (например, триггеры, геймификация или сторителлинг) уже многократно обсуждались и давно в топе лучших практик (контент-)маркетинга, то концепт «социальной валюты» пока явно недооценен и выглядит сравнительно свежим. Читайте и пользуйтесь.

Вот они, шесть принципов: заразительные продукты или идеи обеспечивают социальную валюту, имеют триггеры, вызывают эмоции, открыты обществу, практически ценны и упакованы в истории.
Йона БЕРГЕР, «Заразительный. Психология сарафанного радио»

7
Чип и Ден ХИЗ
«Сделано, чтобы прилипать»
Почему одни идеи выживают, а другие умирают
Не поверите, но снова «оранжевая книжка»! (Они там сговорились, что ли?) И снова про то, как давать жизнь новым идеям и делать контент с высокой жизнестойкостью — не «заразительный», но «прилипчивый».

Братья Хиз проанализировали множество кейсов и вывели принципы, которые объясняют, почему одни идеи получают распространение, а другие не выживают. Если вы пока только вынашиваете замысел, эта книга поможет оценить его потенциал и избежать типичных ошибок в его реализации (например, «проклятья знания»).

Художник знает, что он достиг совершенства, не тогда, когда нечего добавить, но тогда, когда нечего больше отнять.
Чип и Дэн ХИЗ, «Сделано, чтобы прилипать»

8
Михай ЧИКСЕНТМИХАЙИ
«Поток»
Психология оптимального переживания
Ученый со сложной (венгерской) фамилией Чиксентмихайи сформулировал концепт, которым сегодня бредят все. Именно Чиксентмихайи мы обязаны идеей про «состояние потока».

«Поток» или «деятельное сосредоточение» — идеальное состояние для творческой работы. В «потоке» мы перестаем отвлекаться, сомневаться, сопротивляться и выходим на уровень максимальной продуктивности, мотивации и мастерства.

Мечта? Если верить Чиксентмихайи, более чем исполнимая. Во всяком случае в бестселлере «Поток» ученый дает множество практических рекомендаций, полезных не только для творчества, но и для бизнеса и самых разных сфер жизни.

Книга расширяет представление о том, как устроен любой рабочий процесс и помогает взять его под контроль, а также проливает свет на то, почему «писать хорошо» не равно «писать легко» (состояние потока подразумевает сбалансированную напряженность мастерства и целей).
Радость возникает на границе между скукой и боязнью не справиться, когда сложность задачи соответствует уровню мастерства, необходимому для ее решения.
Михай ЧИКСЕНТМИХАЙИ, «Поток»

9
Михай ЧИКСЕНТМИХАЙИ
«Креативность»
Психология открытий и изобретений
Еще одна книга Михая Чиксентмихайи дает редкую возможность всмотреться в природу творчества и сделать видимыми процессы, которые чаще всего остаются незримыми, причем не только для аудитории, но и для самих авторов.

За 30 лет исследований Чиксентмихайи провел порядка ста интервью с выдающимися людьми, известными своей креативностью — поэтами, учеными, политиками, художниками и бизнесменами, проанализировал и обобщил принципы их работы и создал собственную теорию креативности.

Хорошая новость: креативность можно развивать и творческим процессом можно управлять. Плохая новость: это гигантский труд. «Муза» приходит к деятельным, последовательным и целеустремленным.
По-настоящему креативный человек имеет хорошую подготовку. Во-первых, он владеет всем огромным объемом знаний в данной области. Во-вторых, он стремится сочетать идеи, потому что ему нравится писать музыку или изобретать. И наконец, он достаточно способен судить и может сказать: «Это хорошо. Надо проработать идею дальше».
Михай ЧИКСЕНТМИХАЙИ, «Креативность»

10
Джозеф КЭМПБЕЛЛ
«Тысячеликий герой»
Все, что сегодня известно про сторителлинг, так или иначе, опирается на этот фундаментальный труд Джозефа Кэмпбелла. Именно ему мы обязаны знанием про «путь героя» и «арку героя», а также про обязательные этапы пути — от «зова» и «инициации» до «награды» и «возвращения домой».

Помимо того, что это хрестоматийный текст для всех, кто работает с историями, «Тысячеликий герой» — идеальный пример синтеза в экспертном высказывании: книга про мифы, написанная антропологом на основе психоанализа, стала источником вдохновения для романистов и сценаристов — от Нила Геймана до Джорджа Лукаса.

Синтез — соединение, «переплавка» — знаний и наблюдений из разных сфер позволили Кэмпбеллу создать один из самых продуктивных концептов в истории гуманитарной науки. На его основе сейчас осмысляется почти все что угодно — от «мук творчества» до принятия решений о покупке.

Стоит читать не только, чтобы получить знания, но и чтобы увидеть, как с ними обращаться.
Герой — это человек, который добровольно смирился со своей судьбой.
Джозеф КЭМПБЕЛЛ, «Тысячеликий герой»
Прочитали? Приходите, чтобы начать писать. Онлайн-марафон «Мастерство экспертного текста» поможет с поддержкой пройти все этапы вынашивания замысла и оформить его в готовый к публикации экспертный текст.