Writenow Блог

ВДОХНОВЕНИЕ ПО РАСПИСАНИЮ

Как найти время для регулярной работы над текстами
Валерия Голованевская — консультант по планированию для предпринимателей и фрилансеров. Она помогает найти дополнительные 3−4 часа в рабочей неделе, которые вы сможете использовать на все, до чего сейчас не доходят руки. В 2017 году Валерия прошла онлайн-марафон «Мастерство экспертного текста» и в этой статье рассказывает, как применить приемы планирования для работы над текстами. Статья написана специально для проекта WriteNow.
WriteNow, Валерия Голованевская
Консультант по планированию
Что в этой статье?
опыт
консультанта по планированию, помноженный на опыт автора экспертных публикаций
инсайты
о том, почему мы не одиноки в поиске отговорок и срыве дедлайнов
советы
как найти время для работы над текстами и сколько именно времени нужно
примеры
чтобы вы смогли разобраться в механике каждого приема и примерить ситуацию на себя
Подпишитесь и читайте наши статьи в своем почтовом ящике.
Оформляя подписку, вы соглашаетесь с нашей Политикой обработки персональных данных.
Зачем планировать работу над текстом?
Представьте, что вы проснулись утром. В доме тихо. Вы принимаете душ, наливаете чашку любимого чая и открываете ноутбук. Сосредоточенно пишете, ни на что не отвлекаясь. Через пару часов перед вами заметка для блога, статья для журнала или законченная глава книги, которую вы мечтаете написать. Вдохновляющая картина, не правда ли? Жаль, что для многих из нас она далека от реальности.

Мы разрываемся между семьей и работой. Списки дел никогда не заканчиваются. Дедлайны горят. Чаты, мессенджеры и электронная почта взрываются от непрочитанных сообщений. Можно ли в этой ситуации выделить время на то, чтобы просто сесть и писать? Как перестать откладывать работу над текстами и оправдывать себя тем, что нет времени?

В этой заметке я собрала для вас приемы планирования, которые применяю сама и рекомендую своим клиентам — предпринимателям, фрилансерам и просто занятым людям. Они помогут думать и действовать так, чтобы в конце каждой недели у вас были готовые тексты, которые вы запланировали написать.
Регулярно не значит ежедневно
Популярные «демотиваторы» часто пропагандируют идею ежедневных усилий: «Реши, чего ты на самом деле хочешь. Запиши всю эту хрень. Составь долбаный план. И... Делай это. Делай. Каждый. День.»
Ежедневные действия ведут к результату быстрее, чем если мы делаем что-то раз в неделю. Поэтому мы обещаем себе, что будем писать в блог каждый день, и это быстрее сделает его популярным. Или что будем писать каждое утро по полчаса, и к концу недели у нас будет готова статья, три поста в Facebook и текст для рассылки. К такому подходу подталкивают мотивационные спикеры и популярные картинки-«демотиваторы» на всех языках мира.

Однако именно этот подход приводит к тому, что нам не удается писать регулярно. В чем его опасность? Он крайне жесткий и не оставляет пространства для маневра. Пока все идет по плану, это отлично работает. Но любая неожиданная ситуация смывает волной наш песочный замок. Мы не выдерживаем темп, срываемся, откладываем и в конце концов перестаем пытаться.
Творчество — это не привычка
Даниэль Канеман, американский психолог и автор книги «Думай медленно, решай быстро», выделяет две системы принятия решений. Первая система — это автоматические действия, «автопилот». Когда с утра мы идем чистить зубы, это происходит на автопилоте. Нам не нужно контролировать или мотивировать себя. Совсем другая история, когда мы работаем на результат, идем к цели. Здесь включается система номер два. Она отвечает за цели и планы, за силу воли и контроль. Она — наш генеральный директор.

Проблема в том, что работа этой системы очень энергозатратна и требует ресурсов. Поэтому мозг предпочитает действовать на автопилоте. Перегружая вторую систему, мы рискуем зависнуть или сорваться.

Всем, кто часто пишет тексты, знакома ситуация, когда невозможно заставить себя написать даже строчку. Это происходит потому, что создание текстов не является автоматическим действием. Для любой творческой работы нам нужен правильный настрой, вдохновение и высокая степень концентрации. Стремление писать ежедневно утомляет нашу систему контроля.
Канадский блогер Дженни Шеппард (Jenni Sheppard), которая ведет несколько блогов на своем сайте и пишет книги для детей, поделилась с читателями историей о том, как решила писать каждый день. Через два месяца Дженни не выдержала темп и сорвалась. В заметке «Писать регулярно — это трудно» она признается, что так и не заставила себя вернуться к ежедневному расписанию.

Сейчас ее план включает в себя обновление личного блога дважды в неделю и кулинарного блога — один раз в неделю. Дженни выделила темы, которые ее особенно волнуют (проблемы равноправия, жизнь в Ванкувере, рецензии на фильмы), чтобы не упускать их из виду и освещать не реже раза в месяц. Она говорит, что выделяет на тексты определенное время, но если устает, прекращает писать
.
WriteNow. Вдохновение по расписанию: как найти время для регулярной работы над текстом
Дженни Шеппард
«Писать регулярно — это трудно»
Так сколько времени нужно найти?
Авторы книги «12 недель в году» Брайан Моран и Майкл Леннингтон утверждают: чтобы продвигаться к одной конкретной цели, достаточно выделять для работы три часа в неделю.

Допустим, вы решите, что у вас есть не три, а пять или даже семь часов. Возможно, это количество времени будет отличаться от недели к неделе. Важно посмотреть на свое недельное расписание и осознанно выделить определенное количество часов в зависимости от занятости.

Если вы можете уделять время текстам каждый день прекрасно. Если нет, три часа — это минимум, который позволит вам продвигаться. Главное, чтобы количество времени соотносилось со степенью вашей занятости и было реалистично.
Чтобы продвигаться к цели, достаточно выделять для работы всего 3 часа в неделю!
Время действовать!
Я предлагаю применить технику распределения времени, описанную в книге «12 недель в году», для продуктивной работы над текстами. Она называется «Время действовать» и включает два основных компонента: стратегическую и буферную части.

Стратегическая часть
Это как минимум три часа подряд или два раза по полтора часа, которые запланированы на каждую неделю. Это время вы посвящаете работе над текстом, ни на что не отвлекаясь. Вы не реагируете на звонки, не проверяете почту, не заходите в соцcети, не отвечаете клиентам. Вы полностью сосредоточены на задаче.

Буферная часть
Это все «незначительные» сопроводительные задачи, которые мы часто упускаем из виду. Написание постов, статей и писем включает в себя не только нажатие клавиш на компьютере, но и редактуру, подбор иллюстраций, общение с издателями и читателями. Все это тоже занимает время. Кому-то будет достаточно 30 минут, другие потратят 2 часа. Важно, чтобы буферная часть работы была запланирована в вашем расписании так же, как и основная, и по возможности, была не размазана во времени. Только так вы сможете взять под контроль эту неизбежную часть работы и довести задачу до конца.
А как же муза?
В работе над текстами есть еще один этап, который занимает время: вынашивание замысла. Принято думать, что этот этап сложно планировать, поскольку он связан с вдохновением, а идеи не всегда возникают по плану. На мой взгляд, работу над замыслом также можно включить в буферную часть. Однако для этой задачи я советую применять гибкий метод планирования. Таким задачам мы присваиваем приоритет, но не определяем точное количество времени на их выполнение. В результате не возникает стресса от жестких рамок, в которые нужно уложиться.

Понимание замысла и сбор информации помогают не «зависать» и целенаправленно приступить к работе над текстом
Как спланировать вдохновение?
1
Выберите час времени в один из дней, когда находитесь в ресурсном состоянии. Продумайте и запишите идеи и мысли, которыми хотите поделиться с читателем в будущем тексте.
2
Проверьте, что пишут об этом другие эксперты или популярные блогеры. При необходимости найдите подтверждение или опровержение своих идей в научных работах.
3
Сохраните все полезные ссылки, цитаты и факты в блокноте или в отдельном файле, чтобы легко вернуться к ним, когда вы приступите к работе над текстом во время стратегической части.
Устанавливаем реалистичные сроки
Допустим, вы выделили на работу над текстами три часа в неделю. Какой объем работы вы успеете выполнить за это время? Как определить реалистичный срок окончания работы? В первую очередь это зависит от того, какой текст вы собираетесь написать. Согласитесь, что работа над постом для социальных сетей или экспертной статьей займет разное время.

Нам поможет понятие «трудоемкость», которое используется в проектном менеджменте. Трудоемкость — это количество времени, которое потребуется на решение одной конкретной задачи. В нашем случае — это создание одного готового текста.

Представим, что вам нужно подготовить письмо для электронной рассылки с фотографиями и ссылками. Вы знаете по опыту, что эта работа занимает примерно три часа. Однако в понедельник вы можете выделить для работы над рассылкой лишь один час. И только на следующий день еще два часа. Что у нас получится?
3 часа

трудоемкость задачи
2 дня

срок выполнения
вторник

срок завершения
На этом примере мы видим: сложно определить реалистичный срок завершения работы, если мы не знаем, сколько времени она занимает. Поэтому вначале важно оценить трудоемкость задачи и в зависимости от этого запланировать срок выполнения.

Если у вас уже есть опыт создания текстов, скорее всего, вы без труда определите, сколько времени вам потребуется на статью, а сколько на пост. Но как определить реалистичный срок окончания работы, если вы начинающий автор?

Сделайте расчеты по аналогии. Возможно, вы делали раньше нечто похожее. Пока вы не знаете, сколько времени занимает создание и оформление письма для рассылки, но знаете, что пишете текст такой же длины для Facebook за час. Щедро заложите резерв времени в 40%, поскольку рассылка — другой, новый для вас формат текста. Добавьте еще 30—40 минут на поиск картинок и ссылок, 30 минут на оформление письма и еще 30 минут про запас. Получается, что трудоемкость задачи составит для вас три часа.
Вначале важно оценить трудоемкость задачи и в зависимости от этого запланировать срок выполнения
Если вы совсем не представляете, сколько времени вам понадобится, просто предположите на основе интуиции. Даже если выйдет неточно, это лучше, чем работать совсем без дедлайна.
Защищайте свое время
Представьте, что вам звонит клиент или подруга и просит встретиться в понедельник. Скорее всего, вы посмотрите в ежедневник, нет ли там запланированных на это время дел. Если день занят, вы скажете, что в понедельник не можете, и назначите встречу на среду. Смысл этого примера в том, что обычно мы защищаем изначально запланированное действие.

Если вы запланировали работу над текстом на определенное время, твердо скажите себе, что не будете отвлекаться на другие дела, какими бы срочными они ни были. Закройте все окна в браузере, отключите телефон и соцсети, выйдите из почты и мессенджеров. Придерживайтесь плана — пишите!
Если вы запланировали работу над текстом на определенное время, твердо скажите себе, что не будете отвлекаться на срочные дела
Фраза «У меня нет на это времени» так распространена, что кажется истиной, хотя чаще всего это лишь оправдание. Будете вы писать каждый день или два раза в неделю — не столь важно. Главное — анализировать расписание, планировать время, определять реалистичные сроки и понимать, когда это лучше делать именно вам.

Не перегружайте систему контроля, оставьте себе возможность перенести работу над текстом на другой день, если что-то пошло не по плану, но и не откладывайте ее до лучших времен. Получается у тех, кто делает.
комментарий эксперта
Откуда берется текст?
WriteNow, Анна Иванова
Филолог, пиарщик, копирайтер,
соавтор образовательного проекта WriteNow
Смотрите в чистый лист и не знаете, с чего начать? Начните с того, чтобы закрыть ноутбук или отложить бумагу. Работа над текстом начинается задолго до того, как дело доходит до текста.

В программе нашего онлайн-марафона «Мастерство экспертного текста» есть вебинар, который называется «Откуда берется текст». Участники говорят, что название похоже на сакраментальный детский вопрос: «Откуда дети берутся?» Так и задумано: рождение текста имеет много общего с рождением ребенка.

Согласитесь: чтобы в семье появился ребенок, недостаточно правильно дышать и сильно тужиться. Для начала ребенка необходимо зачать (и этот этап отдельно жаль пропускать), потом долго и не всегда легко вынашивать. С текстами то же самое: творческие муки над чистым листом — чаще всего это попытка тужиться, не забеременев.

С чего же начинается текст? Как правило, с того, что потребность высказаться встречается в нашей голове с мыслью, которая хочет быть высказанной. Так рождается замысел. Работа над текстом — это на 90% работа над замыслом.
Вынашивание замысла (вслушайтесь в язык — он сам подсказывает правильные ассоциации!) — самый долгий, утомительный и энергозатратный этап в рождении текста. И здесь, как и в процессе вынашивания младенца, не получится сделать «монтаж». Замысел должен пройти все положенные стадии развития. Разве что срок вынашивания замысла не задан природой и зависит только от наших амбиций, мастерства и мотивации.

Так или иначе, прежде чем взяться за перо или клавиатуру, полезно мысленно конкретизировать замысел и оформить его как позицию. Потом отформатировать позицию с учетом канонов жанра и ожиданий площадки (ресурса или издания) — так у вас появится синопсис. Затем наполнить синопсис контекстом, релевантным для выбранной аудитории. И вот здесь, пожалуй, можно открыть чистый лист, чтобы выплеснуть на него накопившееся — в виде тезисов, а иногда и сразу готового к публикации текста.

Возможно, все это будет непросто и даже немножко больно (особенно на первых порах), но наградой обязательно станет хороший текст, а не только страх чистого листа, сомнения и переживание собственной некомпетентности.
Весь путь от замысла к текстам мы бережно проходим с участниками на марафоне «Мастерство экспертного текста». Вы начнете писать регулярно, действовать осознанно и высказываться экспертно.