Writenow Блог

ХРОНИКА РАЗОЧАРОВАНИЙ

Почему ваши вакансии никто не читает
Валерия Голованевская — консультант по планированию для предпринимателей и фрилансеров. Она помогает найти дополнительные 3−4 часа в рабочей неделе, которые вы сможете использовать на все, до чего сейчас не доходят руки. В 2017 году Валерия прошла онлайн-марафон «Мастерство экспертного текста» и в этой статье рассказывает, как применить приемы планирования для работы над текстами. Статья написана специально для проекта WriteNow.
WriteNow, Валерия Голованевская
Консультант по планированию
Что в этой статье?
опыт
консультанта по планированию, помноженный на опыт автора экспертных публикаций
инсайты
о том, почему мы не одиноки в поиске отговорок и срыве дедлайнов
советы
как найти время для работы над текстами и сколько именно времени нужно
примеры
чтобы вы смогли разобраться в механике каждого приема и примерить ситуацию на себя
Подпишитесь и читайте наши статьи в своем почтовом ящике.
Оформляя подписку, вы соглашаетесь с нашей Политикой обработки персональных данных.
Мы выбираем, нас выбирают…
Каждый третий из двух тысяч моих друзей на Facebook пытается нанять людей на работу. Те, кому не нужны продавцы, программисты и интернет-маркетологи, ищут няню, водителя или репетитора по-английскому. И все ведут индивидуальную хронику разочарований. Хотя не такую уж индивидуальную.

Претензии нанимателей к кандидатам на редкость однообразны: откликов много (от 50 до 500 за первые сутки) — толку мало. Кандидаты не читают описание вакансий; игнорируют требования (даже выделенные жирным); «стучатся в личку» вместо того, чтобы писать на указанный для связи e-mail; задают вопросы, ответы на которые при желании можно найти в тексте, и так далее до бесконечности.
Анализируя эти жалобы, легко впасть в «ошибку атрибуции» и списать большое число полученных резюме на то, какая крутая у нас компания и работа, а неадекватность в поведении кандидатов — на низкий уровень рынка и торжество феномена «функциональной неграмотности». И первое, и второе может быть правдой. А может и не быть.
Ошибка дистрибуции — склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями (так называемой «внутренней диспозицией»), а собственное поведение — внешними обстоятельствами.
Вакансия — это текст
Я не возьмусь оценивать ситуацию на рынке труда, это не мой профиль. Но я всю жизнь работаю с текстом. Я изучала тексты как филолог, писала как копирайтер, отбирала и готовила к публикации как редактор и размещала в СМИ как пиарщик. Я знаю, что бывают тексты, которые читают, дочитывают, перечитывают, сохраняют в закладки, цитируют, пересылают друзьям и даже выучивают наизусть. А бывают такие, которые пробегают глазами по диагонали, да и то не всегда, потому что «плавали — знаем».
99% текстов вакансий — отстой. Будь вы кандидатом, который устраивается на работу, вы бы сами их не читали
В знаменитой презентации Джесси Дежардена про PowerPoint (2,5 миллиона просмотров в сети) есть слайд: «99% ваших слайдов — отстой» («approximately 99% suck»).

Если посмотреть на описания вакансий как на текст, выяснится, что 99% из них — отстой. Будь вы кандидатом, который устраивается на работу, вы бы сами их не читали.
WriteNow. Вдохновение по расписанию: как найти время для регулярной работы над текстом
You Suck at PowerPoint
Jesse Desjardins
Почему ваши вакансии не читают?
Посмотрим на структуру вакансии, которую предлагают почти все сайты по поиску работы. Впрочем, и на сайте компании, и в Facebook, и в заводской многотиражке, и на стенде возле отдела кадров объявление о приеме на работу будет выглядеть примерно так же:
1
НАЗВАНИЕ, или «Кого мы ищем». Одна строка.
2
ОБЯЗАННОСТИ, или «Чего мы от вас хотим». Несколько строк, чаще всего из должностной инструкции. Как ни странно, этого раздела может и не быть.
3
ТРЕБОВАНИЯ, или «Каким вы должны быть, чтобы нам понравиться». Много и подробно. Часто с примерами и контрпримерами. Этот пункт есть всегда.
4
УСЛОВИЯ, или «Что мы можем вам предложить». Пара строк. Есть далеко не в каждой вакансии.
Если повезет, в начале или в конце объявления можно встретить рекламный абзац о компании-работодателе. Все.
Вот скриншот реального объявления с сайта по поиску работы (его можно увеличить по клику).

Об условиях работы здесь нет ни слова. Об обязанностях нужно суметь догадаться. Зато требования к соискателю представлены аж пятью разными способами — и в лоб, и намеками, и строгие, и дополнительные, и «бонусные», и выделенные жирным, чтобы наверняка.
WriteNow. Вдохновение по расписанию: как найти время для регулярной работы над текстом
Скриншот объявления с сайта по поиску работы
Вы знаете другие тексты, устроенные таким же образом? Я нет.

Так не пишут рекламные объявления. Так не составляют анкеты для сайтов знакомств. Даже люди, которые ищут квартиру для съема, не начинают свой текст списком требований к помещению, а пытаются с первых строк расположить к себе: «Молодая семья москвичей без домашних животных, маленьких детей и вредных привычек…»

Почему? Потому что любое печатное объявление — это продающий текст. Независимо от темы, предмета и места публикации. Объявление — это инструмент продавца.

Цель вакансии — не купить трудовой ресурс, а продать работу подходящему кандидату. Продать, а не купить!.
Цель вакансии — не купить трудовой ресурс, а продать работу подходящему кандидату. Продать, а не купить! Даже если в вашу компанию стоит очередь из отборных кандидатов, вы все равно продавец, просто более удачливый чем другие.

Люди не читают вакансии, чтобы понять, подходят ли они для вашей работы. Люди читают вакансии, чтобы понять, подходит ли ваша работа им! Если ваш текст не решает эту задачу, его ну будут читать. И не читают, мы это знаем.
Люди не читают объявления о работе, чтобы понять, подходят ли они для вашей работы. Люди читают вакансии, чтобы понять, подходит ли ваша работа им!
Как «починить» свои вакансии?

Тут есть всего один совет: посмотреть на вакансию как на продающий текст и составить ее с учетом принципов хорошего продающего (маркетингового) текста. Их немного, и они несложные:

  1. Думайте о читателе, а не о себе.
  2. Говорите правду.
  3. Уважайте читателя.


Стратегическая часть
Это как минимум три часа подряд или два раза по полтора часа, которые запланированы на каждую неделю. Это время вы посвящаете работе над текстом, ни на что не отвлекаясь. Вы не реагируете на звонки, не проверяете почту, не заходите в соцcети, не отвечаете клиентам. Вы полностью сосредоточены на задаче.

Буферная часть
Это все «незначительные» сопроводительные задачи, которые мы часто упускаем из виду. Написание постов, статей и писем включает в себя не только нажатие клавиш на компьютере, но и редактуру, подбор иллюстраций, общение с издателями и читателями. Все это тоже занимает время. Кому-то будет достаточно 30 минут, другие потратят 2 часа. Важно, чтобы буферная часть работы была запланирована в вашем расписании так же, как и основная, и по возможности, была не размазана во времени. Только так вы сможете взять под контроль эту неизбежную часть работы и довести задачу до конца.
А как же муза?
В работе над текстами есть еще один этап, который занимает время: вынашивание замысла. Принято думать, что этот этап сложно планировать, поскольку он связан с вдохновением, а идеи не всегда возникают по плану. На мой взгляд, работу над замыслом также можно включить в буферную часть. Однако для этой задачи я советую применять гибкий метод планирования. Таким задачам мы присваиваем приоритет, но не определяем точное количество времени на их выполнение. В результате не возникает стресса от жестких рамок, в которые нужно уложиться.

Как спланировать вдохновение?
Устанавливаем реалистичные сроки
Допустим, вы выделили на работу над текстами три часа в неделю. Какой объем работы вы успеете выполнить за это время? Как определить реалистичный срок окончания работы? В первую очередь это зависит от того, какой текст вы собираетесь написать. Согласитесь, что работа над постом для социальных сетей или экспертной статьей займет разное время.

Нам поможет понятие «трудоемкость», которое используется в проектном менеджменте. Трудоемкость — это количество времени, которое потребуется на решение одной конкретной задачи. В нашем случае — это создание одного готового текста.

Представим, что вам нужно подготовить письмо для электронной рассылки с фотографиями и ссылками. Вы знаете по опыту, что эта работа занимает примерно три часа. Однако в понедельник вы можете выделить для работы над рассылкой лишь один час. И только на следующий день еще два часа. Что у нас получится?
3 часа

трудоемкость задачи
2 дня

срок выполнения
вторник

срок завершения
На этом примере мы видим: сложно определить реалистичный срок завершения работы, если мы не знаем, сколько времени она занимает. Поэтому вначале важно оценить трудоемкость задачи и в зависимости от этого запланировать срок выполнения.

Если у вас уже есть опыт создания текстов, скорее всего, вы без труда определите, сколько времени вам потребуется на статью, а сколько на пост. Но как определить реалистичный срок окончания работы, если вы начинающий автор?

Сделайте расчеты по аналогии. Возможно, вы делали раньше нечто похожее. Пока вы не знаете, сколько времени занимает создание и оформление письма для рассылки, но знаете, что пишете текст такой же длины для Facebook за час. Щедро заложите резерв времени в 40%, поскольку рассылка — другой, новый для вас формат текста. Добавьте еще 30—40 минут на поиск картинок и ссылок, 30 минут на оформление письма и еще 30 минут про запас. Получается, что трудоемкость задачи составит для вас три часа.
Вначале важно оценить трудоемкость задачи и в зависимости от этого запланировать срок выполнения
Если вы совсем не представляете, сколько времени вам понадобится, просто предположите на основе интуиции. Даже если выйдет неточно, это лучше, чем работать совсем без дедлайна.
Защищайте свое время
Представьте, что вам звонит клиент или подруга и просит встретиться в понедельник. Скорее всего, вы посмотрите в ежедневник, нет ли там запланированных на это время дел. Если день занят, вы скажете, что в понедельник не можете, и назначите встречу на среду. Смысл этого примера в том, что обычно мы защищаем изначально запланированное действие.

Если вы запланировали работу над текстом на определенное время, твердо скажите себе, что не будете отвлекаться на другие дела, какими бы срочными они ни были. Закройте все окна в браузере, отключите телефон и соцсети, выйдите из почты и мессенджеров. Придерживайтесь плана — пишите!
Если вы запланировали работу над текстом на определенное время, твердо скажите себе, что не будете отвлекаться на срочные дела
Фраза «У меня нет на это времени» так распространена, что кажется истиной, хотя чаще всего это лишь оправдание. Будете вы писать каждый день или два раза в неделю — не столь важно. Главное — анализировать расписание, планировать время, определять реалистичные сроки и понимать, когда это лучше делать именно вам.

Не перегружайте систему контроля, оставьте себе возможность перенести работу над текстом на другой день, если что-то пошло не по плану, но и не откладывайте ее до лучших времен. Получается у тех, кто делает.
комментарий эксперта
Откуда берется текст?
WriteNow, Анна Иванова
Филолог, пиарщик, копирайтер,
соавтор образовательного проекта WriteNow
Смотрите в чистый лист и не знаете, с чего начать? Начните с того, чтобы закрыть ноутбук или отложить бумагу. Работа над текстом начинается задолго до того, как дело доходит до текста.

В программе нашего онлайн-марафона «Мастерство экспертного текста» есть вебинар, который называется «Откуда берется текст». Участники говорят, что название похоже на сакраментальный детский вопрос: «Откуда дети берутся?» Так и задумано: рождение текста имеет много общего с рождением ребенка.

Согласитесь: чтобы в семье появился ребенок, недостаточно правильно дышать и сильно тужиться. Для начала ребенка необходимо зачать (и этот этап отдельно жаль пропускать), потом долго и не всегда легко вынашивать. С текстами то же самое: творческие муки над чистым листом — чаще всего это попытка тужиться, не забеременев.

С чего же начинается текст? Как правило, с того, что потребность высказаться встречается в нашей голове с мыслью, которая хочет быть высказанной. Так рождается замысел. Работа над текстом — это на 90% работа над замыслом.
Вынашивание замысла (вслушайтесь в язык — он сам подсказывает правильные ассоциации!) — самый долгий, утомительный и энергозатратный этап в рождении текста. И здесь, как и в процессе вынашивания младенца, не получится сделать «монтаж». Замысел должен пройти все положенные стадии развития. Разве что срок вынашивания замысла не задан природой и зависит только от наших амбиций, мастерства и мотивации.

Так или иначе, прежде чем взяться за перо или клавиатуру, полезно мысленно конкретизировать замысел и оформить его как позицию. Потом отформатировать позицию с учетом канонов жанра и ожиданий площадки (ресурса или издания) — так у вас появится синопсис. Затем наполнить синопсис контекстом, релевантным для выбранной аудитории. И вот здесь, пожалуй, можно открыть чистый лист, чтобы выплеснуть на него накопившееся — в виде тезисов, а иногда и сразу готового к публикации текста.

Возможно, все это будет непросто и даже немножко больно (особенно на первых порах), но наградой обязательно станет хороший текст, а не только страх чистого листа, сомнения и переживание собственной некомпетентности.
Весь путь от замысла к текстам мы бережно проходим с участниками на марафоне «Мастерство экспертного текста». Вы начнете писать регулярно, действовать осознанно и высказываться экспертно.